МОЯ ПАРТИЯК списку всех статей

01 июля 2004    Источник: Блог Льва Шлосберга 

Модернизация партии «ЯБЛОКО»

Тезисы для выступления на XII съезде партии, 1 июля 2004 г.

Основной проблемой Российской демократической партии «ЯБЛОКО» в 2004-2007 гг. является общественно-политическая модернизация партии как публичной организации.

В 1993-1995 гг., эпохе политической институциализации «ЯБЛОКА», основной несущей конструкцией общественной поддержки партии была ее современность, актуальность в глазах (умах) определенной части активных граждан. Образно говоря, позиция «ЯБЛОКА» воспринималась ими как веление времени, что придает политической силе не только рациональные, но и иррациональные ресурсы. Именно они способны оказывать решающее влияние на общественное мнение.

«ЯБЛОКО» позиционировалось и воспринималось как современная общественно-политическая сила, ответ политиков на вызовы времени и ожидания (требования) граждан.

Необходимо отметить, что это восприятие имело как объективные, так и субъективные основания.

Основная электоральная проблема «ЯБЛОКА» после 1998-99 гг., приведшая партию к потере политических позиций, – утрата субъективной составляющей восприятия партии как современной политической силы.

На мой взгляд, «ЯБЛОКО» переоценило качество исторической памяти избирателей и ресурс позитивного политического импульса начала 1990-х. Мы и в 1999-2003 гг. по-прежнему предполагали, что события и вызовы 1990-1993 гг. и наша позиция по ним, наши принципиальные разногласия с правительством Б. Ельцина являются достаточной и решающей основой для принятия гражданами политического решения, массового политического выбора.

Иными словами, мы переоценили гражданскую ответственность избирателя и, соответственно, недооценили свою политическую ответственность. В каком-то смысле произошло смещение ответственности.

С нами действительно осталась значительная часть людей, консолидировавшихся вокруг «ЯБЛОКА» в начальный период нашей политической практики. Это люди устойчивых убеждений. Можно сказать, что значительная часть этих людей – потенциальные члены либо активные сторонники «ЯБЛОКА». С такими гражданами можно строить политическую организацию, но их недостаточно, чтобы выигрывать выборы на протяжении длительного периода времени.

В последующие политические периоды произошло сокращение наших позиций в первую очередь во вновь приходящих в политику (как сферу гражданского выбора) аудиториях, поколениях. Более точно это было бы можно определить как неприобретение, неприращение позиций. Процесс поиска сторонников среди новых поколений избирателей пошел инерционным, а не импульсным путем, свойственным «ЯБЛОКУ» изначально.

Эти новые поколения совершенно не были обязаны «изучить все то, что накопило человечество», они оценивали ситуацию и принимали решения «с чистого листа», без предыстории, оценки которой были в подавляющем большинстве своем отрицательными и никакой мотивации разбираться в этом политическом этапе у большинства граждан не было. Более того, у них появились иные интересы, оценки, мотивации. Именно недостаточный учет этих интересов, мотиваций и оценок и не позволил «ЯБЛОКУ» развить территорию своего влияния.

За рамками данного выступления я сознательно оставляю вопрос о том, насколько парламентская трибуна в РФ могла быть и была достаточным инструментом для исполнения ответственности партии перед избирателями и вопрос об отношении «ЯБЛОКА» к Правительству как инструменту публичной политики.

Таким образом, «ЯБЛОКО» в каком-то смысле не только взрослело, но и старело как партия, и наш избиратель не только взрослел, но и старел вместе с нами. Это полностью подтверждается электоральной статистикой и социологическими исследованиями. Исключением в некоторой части стали информационно насыщенные территории – крупнейшие города, где активный гражданин имеет достаточные возможности для самостоятельного поиска информации, в том числе в сети Интернет и в силу этого меньше подвержен политическим информационным манипуляциям, условно говоря, способен сам двигаться навстречу партии.

В связи с этим встает вопрос системного политического позиционирования «ЯБЛОКА». Позиционирование как демократической партии в России (российской демократической партии) было совершенно адекватно и достаточно в конце 1980-х – начале 1990-х годов, но после середины 1990-х такое позиционирование уже недостаточно точно для избирателя, слишком общо и разночитаемо.

Попытки определения партии как социально-либеральной были совершенно точны и правильны с научной точки зрения и одновременно с этим неправильны с публичной точки зрения, так как подобная тонкая терминология электорально бесполезна и в каком-то смысле рискованна, даже опасна. Она имеет смысл только на уровне политической лаборатории партии.

При всем этом «ЯБЛОКО» было на протяжении всей своей деятельности единственной политической партией в России, реально обладавшей готовой (с точки зрения человеческого потенциала) двухфракционной структурой, открывавшей широкие пути для политического сотрудничества на разных крыльях политического спектра общества.

Этот потенциал не был в достаточной мере использован, поскольку не был организационно закреплен. Это принесло большой вред самому «ЯБЛОКУ» как развивающейся структуре, поскольку именно этот организационный алгоритм мог создать внутри партии обстановку (условия) неустранимой (в смысле неизбежной) конструктивной внутрипартийной содержательной дискуссии, которой все эти годы «ЯБЛОКУ» существенно не хватало и которая могла бы повысить качество принимаемых партией стратегических и тактических решений.

В данный момент принятие решения по этому вопросу потребует дополнительного изучения. В значительной степени время для такой организационной структуры упущено.

В момент реорганизации партии в 2001 году позиционирование «ЯБЛОКА» как современной российской социал-демократической силы (европейской по политическому содержанию) могло придать партии «второе дыхание», прояснить ее политические черты перед массовым избирателем, придать новый импульс поиску сторонников. Это должно было стать важным психологическим переломным моментом, поскольку начавшееся после 1998 года массовое «полевение» общества могло принести дивиденды только новым условно «левым», но не КПРФ, отставшей от общенациональных тенденций политического развития. «ЯБЛОКО» непреднамеренно попало в этот же отстающий вектор политического тренда.

Обобщая и в каком-то смысле упрощая, можно сказать, что перед «ЯБЛОКОМ» стояла тогда и стоит сейчас одна и та же задача – из партии «Вчера» стать партией «Завтра» в глазах массового избирателя, то есть модернизироваться.

Сегодня эта задача, безусловно, уже сложнее реализуема в силу практически полного отсутствия в руках партии парламентских инструментов работы.

Вместе с тем, ситуацию нельзя признать безнадежной. В ней есть позитивные предпосылки, качество и эффективность использования которых полностью зависит от «ЯБЛОКА».

Первое. Ниша крупного российского социал-демократического движения никем до сих пор не заполнена. В обществе существует высокое ожидание того, что такая сила появится, то есть такой политический проект востребован. При этом «ЯБЛОКО» остается наиболее заметной политической силой на этом поле, силой, от которой все еще ждут действий. Это ожидание уже не носит характер уверенности, но еще обладает параметрами надежды.

Второе. Созданная в России неестественная административно-политическая система и принимаемые ею политические решения вызывают растущую массовую политическую аллергию граждан, активный внутренний протест. Это – благоприятная среда, потенциально очень мощная волна, способная придать импульс тому политическому движению, которое будет этому настроению синхронно, то есть современно. Общероссийский общественный маятник бесспорно двинется в нашу сторону, вопрос только в том, насколько мы будем готовы и способны следовать его движению, а в решающий момент – возглавлять его.

Третье. В России пуста ниша центра притяжения широкой общественной коалиции, которая на сегодня приобретает черты не только демократической, но в принципиальной основе своей – антитоталитарной. Теоретически стать таким центром притяжения могут только две партии – КПРФ и «ЯБЛОКО» как имеющие идеологическую ценностную основу. При этом наш потенциал как центра коалиции электорально (с точки зрения социальной базы) шире, несмотря на разницу в текущей электоральной поддержке.

Вопрос эффективной политической коалиции для «ЯБЛОКА» на период до 2007 года – это вопрос политической реабилитации и вопрос исторической перспективы.

При этом вопрос о политическим бренде «ЯБЛОКА» (как имени собственном) – это при любом сценарии развития событий вопрос на период после 2007 года, причем вопрос как минимум не однозначный. Отказ от этого бренда сегодня только увеличит риски политической организации.

О внутрипартийной ситуации. Политическое поражение, безусловно, стимулирует в партии «разбор полетов» и поиск ответственных (виновных) лиц. Бесспорно, что партия совершала ошибки – и на федеральном, и на региональном уровне. При этом «ЯБЛОКО» утратило существенную часть поддержки в первую очередь как общероссийская политическая сила, региональные символические ресурсы которой во многом определялись (в каких-то ситуациях даже ограничивались) общероссийским символическим ресурсом, символическим политическим капиталом, который был реальной стабильной основой политического восприятия граждан, совмещая в себе и потенциал, и ограничители.

Но с точки зрения публичной политики еще одной политической ошибкой (притом очень грубой и, не исключено, губительной) был бы публичный скандал в партии на фоне поражения, в том числе персонифицированный скандал. Граждан совершенно не интересует, что происходит внутри партии в тот момент, когда политическая партия анализирует свои ошибки. Это – внутренний процесс. Граждан интересует, способна ли политическая партия делать выводы из своих ошибок и об этих выводах сообщать избирателям.

При этом их будут интересовать исключительно те выводы, которые касаются интересов граждан, а не интересов и проблем самой партии.
Партии не нужна революция или контрреволюция, партии необходима модернизация.

 

Л. М. Шлосберг,

председатель регионального отделения

РДП «ЯБЛОКО» в Псковской области

Поздравляем,
Ваш электронный
адрес подписан
на рассылку!