НОВОСТИК списку всех новостей

01 февраля 2019, 15:00   Источник: Официальный сайт Льва Шлосберга

Госуправление в сфере транспорта свелось к реакции на головную боль: таблетку нашли, приняли, двое суток действует – Лев Шлосберг

На 28-й сессии Псковского областного Собрания депутатов в рамках «парламентского часа» инициированного депутатом Львом Шлосбергом (фракция «ЯБЛОКО») и поддержанного другими членами оппозиционных фракций Собрания, и. о. председателя Комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области Игорь Сильченков представил доклад «О результатах финансово-хозяйственной деятельности и перспективах развития государственных предприятий Псковской области, оказывающих транспортные услуги населению области различными видами транспорта».


Лев Шлосберг

Игорь Сильченков сообщил, что из 465 автобусных маршрутов, обслуживаемых на территории области, 372 являются социально-значимыми (80%). Основной объем перевозок пассажиров по социально-значимым регулярным маршрутам осуществляется государственными автотранспортными предприятиями ГП ПО «Псковпассажиравтотранс» и ГП ПО «Славяне» (95%).

Чиновник отметил, что ГП ПО «Псковпассажиравтотранс» находилось в сложном финансовом положении — зарплату сотрудникам задерживали от 2 до 14 дней, а общая кредиторская задолженность предприятия составляет более 450 млн. рублей.

С целью финансового оздоровления предприятия из бюджета Псковской области были выделены субсидии на сумму 183 млн 895 тыс. руб., что позволило стабилизировать ситуацию и снизить задолженность по налогам и сборам на 98 млн. руб.


Игорь Сильченков. Фото sobranie.pskov.ru.

Игорь Сильченков подтвердил, что организации, осуществляющие перевозки учащихся, проживающих в сельской местности к месту учебы и предоставляющие льготы по проезду отдельным категориям граждан, в 2019 году будут поддержаны суюсидиями из областного бюджета на 295 млн 324 тыс. руб.

Для решения финансовых проблем ГП ПО «Псковпассажиравтотранс» областная администрация частично воспользуется 988 млн. руб., которые были выделены Псковской области в декабре 2018 года из федерального бюджета (резервный фонд президента).

Игорь Сильченков сообщил, что программа по санации предприятия, которая включает оптимизацию транспортного заказа, сокращение непрофильных производств, перераспределение штатной численности, уже разработана.

После выступления Игоря Сильченкова депутат Лев Шлосберг задал чиновнику вопросы.

Парламентарий вернулся к трёхуровневой концепции управления пассажирскими перевозками и «по просьбе коллектива предприятия» поинтересовался главной частью судьбы «Псковпассажиравтотранса»: «В концепцию, которую вы сейчас дорабатываете за закрытыми дверями, входит сохранение государственного предприятия как автотранспортного с мощной материальной базой, почти 2 тысячами сотрудников, то есть организации,  которая оказывает транспортные услуги населению, а не как оболочки-посредника, где будет 5 сотрудников, 3,5 компьютера и деньги?».

Игорь Сильченков ответил, что пока неизвестно, останется ли предприятие государственным или станет акционерным обществом. По его мнению, сейчас важнее выстроить коммуникацию между администрацией области и организатором перевозок. Для распределения работ на маршрутах будет организована конкурсная процедура. Он считает, что главная задача властей – решить, каким образом «поднять с колен» предприятие. Конкретного ответа депутат не получил.

Лев Шлосберг спросил, кто несет ответственность за кадровую политику при выборе руководства «Псковпассажиравтотранса»: «После ухода [Георгия] Лупандина появляется господин [Александр] Гизбрехт, его руководство заканчивается уголовным делом на миллионы рублей и гениальной идеей сдачи в аренду своему же предприятию за деньги личной машины представительского класса. Кто принял такое гениальное кадровое решение, и сколько можно было это терпеть, пока Счетная палата не обратила на это внимание?

Господин [Александр] Питиримов, известный творческий человек, поэт. Кому пришло в голову назначить поэта руководителем автотранспортного предприятия?

Господин [Николай] Киянец, специалист по автотранспортному бизнесу в крупнейшем субъекте РФ. По каким критериям он выбран руководить убыточным, испытывающим колоссальные сложности государственным предприятием Псковской области?».


Игорь Сильченков (слева) и Николай Киянец (справа). Фото sobranie.pskov.ru.

Возвращаясь к теме финансового состояния предприятия, Лев Шлосберг спросил Игоря Сильченкова: «Кто ведет текущий ежедневный контроль финансово-хозяйственной деятельности «Псковпассажиравтотранса», чтобы эти финансовые фокусы не открывались раз в один-два года после плановых проверок Счетной палаты, а чтобы Комитет по транспорту мог ежеквартально понимать, что происходит с крупнейшим транспортным предприятием области?».

Игорь Сильченков ушёл от ответа по существу и сказал, что по кадровой политике не может объяснить ничего, потому что руководителей предприятия «назначает собственник государственного предприятия – Комитет по имуществу Псковской области». По его мнению, процедура проводится на конкурсной основе «законным нормальным порядком».

Чиновник признал, что в ежедневном режиме контролировать крупные государственные предприятия сложно, поэтому «есть доверие к их сотрудникам». Он подтвердил, что нужно работать над решением этой задачи и выразил надежду, что «организатор перевозок с этим справится».

Комментируя выступление Игоря Сильченкова, Лев Шлосберг привел данные Псковстата, согласно которым перевозки пассажиров сократились с 119,6 млн. человек в 2005 году до 50,6 млн. человек в 2017 году – упали более чем в два раза. Комбинированный же показатель пассажирооборота в млн. пассажиро-километрах за то же время упал с 761 до 441 — сократился  на 40%: «Псковская государственная автотранспортная отрасль существует в ситуации сжимающегося рынка и проблема связана не только с тем, что у нас тает количество жителей, а с тем, что у нас уменьшается объем самих перевозок, объем маршрутов».

По мнению депутата, нужно понимать, что транспортное обслуживание пассажиров в Псковской области – это социальная работа на большей части маршрутов, а не бизнес: «У нас регулярно за «Псковпассажиравтотранс» и другие транспортные предприятия берутся люди, которые либо этого не понимают, либо хотят найти свой кусок изюма в этой булке, оставив другим сухие корки. Поэтому у нас такие проблемы в управлении этой сферой экономики».

Шлосберг уверен, что баланс прибыльной и социальной экономик необходим, потому что социальная работа в транспорте – тоже экономика. Но функцию выстраивания баланса, которую должны нести органы исполнительной и государственной власти, как отметил депутат, в Псковской области никто не выполняет: «Государственное управление в этой сфере свелось к ситуативному реагированию на головную боль: нашли таблетку анальгина, приняли, двое суток действует, и слава богу. От вопросов государственного регулирования этой отрасли уйти невозможно в принципе, в Псковской области – абсолютно невозможно».

Парламентарий упомянул две проблемы, без решения которых работа отрасли не может быть спланирована: «97% маршрутов подвоза школьников после объединения автотранспортных маршрутов со школьными автобусами производится с нарушением закона: движение автотранспорта в одну сторону превышает 30 минут. С одной стороны, часть финансовых потоков бюджета направили в два государственных предприятия, «Псковпассажиравтотранс» и «Славяне», а с другой – 97% водителей ежесуточно рискуют жизнью детей. Не дай бог что-то произошло во время поездки. Ситуация остается абсолютно неисправленной.

Отдельная ситуация – транспортное сообщение в сельской местности. У нас сегодня есть сотни населенных пунктов, где автобус ходит один раз в неделю и тысячи населенных пунктов, где он не ходит никогда».


Фото sobranie.pskov.ru.

Шлосберг ещё раз обратил внимание, что никакого текущего анализа финансового-хозяйственной деятельности предприятий в сфере автомобильного транспорта не существует: «Именно поэтому оказались возможны такие фантастические провалы в деятельности их руководителей, которые до последнего не верили, что за их действиями  может быть хоть какой-то контроль. Спасибо Счетной палате, что она это увидела, как минимум по господину Гизбрехту».

Парламентарий считает, что государственное предприятие не будет существовать, если его не контролировать, как минимум ежеквартально: «Особенно опасна ситуация с организациями, которые имеют право зарабатывать деньги. Если они это делают бесконтрольно, то мы так и будем разорять бюджет при таком подходе».

По итогам дискуссии Шлосберг сделал вывод: «В Псковской области отсутствует экономическая стратегия деятельности органов государственной и исполнительной власти в сфере пассажирского обеспечения автомобильным транспортом, а она должна быть разработана минимум на 10 лет».

Шлосберг подчеркнул, что качество транспортного обслуживания – одна из ключевых инфраструктур, которая сказывается на самочувствии людей и их готовности жить в Псковской области: «Это доступ к образованию, здравоохранению, культуре и людей друг к другу. У нас почти рухнуло пригородное железнодорожное сообщение, вслед за этим у нас на глазах разрушается транспортное сообщение районов между собой».

В заключение Шлосберг обратился к Игорю Сильченкову: «Если в ближайшее время ваш комитет, Игорь Александрович, и другие ведомства, которые отвечают за эту работу, представят в областное Собрание стратегию экономического развития транспортной отрасли, это будет одно из самых важных заседаний для понимания перспектив развития».

По мнению парламентария, на сегодня перспектива не видна. При этом он добавил, что с докладом по заявленной теме должен был выступать не Игорь Сильченков, а губернатор Псковской области Михаил Ведерников.

Поздравляем,
Ваш электронный
адрес подписан
на рассылку!