30 марта 2015    Источник: Пресс-служба Псковского "ЯБЛОКА"

Прокуратура Псковской области признала обоснованным запрос депутата Льва Шлосберга по сокращению льгот работающим сельским педагогам и подала заявление в областной суд

Прокуратура Псковской области сообщила депутату Псковского областного Собрания Льву Шлосбергу (РОДП «ЯБЛОКО»), что обращения депутата от 16.02.2015 и от 19.02.2015 о снижении уровня социальной поддержки педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), рассмотрены и признаны обоснованными.


Депутат обратился в прокуратуру области в связи с тем, что Администрацией области издано Постановление от 20.01.2015 № 21 «О внесении изменений в постановление Администрации области от 12 сентября 2005 г. № 363 «О реализации Закона Псковской области от 5 апреля 2005 г. № 427-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области».

Согласно этому постановлению мера социальной поддержки предоставляется гражданам в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер компенсации составляет 1100 рублей ежемесячно.
Право на компенсацию имеют граждане при условии, если они заняты в организации по основному месту работы. В случае если граждане занимают неполную ставку в указанной организации, размер компенсации рассчитывается пропорционально занимаемой ставке.

Гражданам, заключившим срочные трудовые договоры для замещения временно отсутствующих специалистов (за исключением лиц, принятых на работу на время отпуска по уходу за ребенком), а также работающим по совместительству, компенсация не предоставляется.

«Указанным Постановлением произведено ухудшение положения граждан, проживающих в Псковской области, по сравнению с ранее действовавшими мерами социальной поддержки, установленными на основании Закона Псковской области от 5 апреля 2005 г. № 427-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области», – сообщил депутат в прокуратуру и сослался в обоснование своего обращения на практику Верховного Суда России.

«Доводы о противоречии федеральному законодательству пунктов 3 и 5 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 12.09.2005 № 363 «О реализации Закона Псковской области от 05.04.2005 № 427-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области» (в ред. от 20.01.2015) нашли свое подтверждение, в связи с чем прокуратурой области в Псковский областной суд 19.03.2015 направлено заявление в порядке ст. 251 ГПК РФ об оспаривании указанных норм», – сообщается в ответе и. о. прокурора области депутату.





Дополнительная информация:

30 марта 2015 года в Псковском областном суде завершился судебный процесс, в котором по заявлению граждан, поддержанным областным советом профсоюзов и прокуратурой области, были признаны не соответствующими законодательству РФ положения статьи 7.1. Закона Псковской области от 11.01.2005 № 401-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области» (в редакции закона Псковской области от 11.12.2014 № 1466-ОЗ) в части слов «ежемесячная денежная выплата в размере 1100 рублей» в отношении педагогических работников, замещавших должности, указанные в разделе 1 приложения 1 к Закону Псковской области от 11.01.2005 № 401-ОЗ (в редакции закона Псковской области от 11.12.2014 № 1466-ОЗ), имеющих не менее 10 лет стажа работы в образовательных организациях, расположенных на территории рабочих поселков (поселков городского типа) и сельских населенных пунктов области, вышедших на пенсию и проживающих на территории рабочих поселков (поселков городского типа) и сельских населенных пунктов области.

Напомним, что 26 февраля 2015 года Псковское областное Собрание депутатов рассмотрело протест прокурора области на положения областного Закона от 11.12.2014 № 1466-ОЗ, установившие уравнительную выплату пенсионерам-педагогам, проживающим на селе, в размере 1100 руб. в месяц. 

Протест прокурора области был подготовлен по обращению депутата Псковского областного Собрания Льва Шлосберга.

Большинство депутатов регионального парламента протест прокурора области отклонили.

Житель Псковского района, пенсионер-педагог Маргарита Николаева при поддержке представителей облсовпрофа и депутата областного Собрания обратилась в суд с заявлением против новой нормы областного закона, и суд выиграла. Прокуратура области поддержала в суде позицию заявителя.

Таким образом, сокращение мер социальной поддержки пенсионерам-педагогам, проживающим на селе, признано областным судом незаконным.

 

 
19 февраля 2015 года / Исх. № ЛШ 2015-02-19-07
 
Прокурору Псковской области
Т. М. КЕБЕКОВУ
180000, г. Псков, ул. Некрасова, д. 54
 
 
 
Уважаемый Тимур Мурадинович!
 
Администрацией Псковской области издано Постановление от 20.01.2015 № 21 «О внесении изменений в постановление Администрации области от 12 сентября 2005 г. № 363 «О реализации Закона Псковской области от 5 апреля 2005 г. № 427-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области».
Указанным Постановлением внесены изменения в Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области, которое было принято во исполнение Закона области от 05 апреля 2005 г. № 427-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области» (далее – Закон) и определяет порядок предоставления меры социальной поддержки, указанной в статье 2 Закона, отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области (далее – граждане).
Мера социальной поддержки предоставляется гражданам в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее также – компенсация).
Размер компенсации составляет 1100 рублей ежемесячно.
Право на компенсацию имеют граждане при условии, если они заняты в организации по основному месту работы. В случае если граждане занимают неполную ставку в указанной организации, размер компенсации рассчитывается пропорционально занимаемой ставке.
Гражданам, заключившим срочные трудовые договоры для замещения временно отсутствующих специалистов (за исключением лиц, принятых на работу на время отпуска по уходу за ребенком), а также работающим по совместительству, компенсация не предоставляется.
Указанным Постановлением произведено ухудшение положения граждан, проживающих в Псковской области, по сравнению с ранее действовавшими мерами социальной поддержки, установленными на основании Закона Псковской области от 5 апреля 2005 г. № 427-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области».
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 18-АПГ13-5 высказана следующая правовая позиция.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. п. "е", "ж" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76).
На основании абз. третьего п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1) в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания приведенной нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом положения федерального закона не предполагали какого-либо ограничения, в том числе размера занимаемой жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ) абз. третий п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Изменение формы предоставления соответствующих мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированного федеральным законодательством права педагогических работников на их получение.
Правильность такой правовой позиции подтверждается ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ, согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз. третьего п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Постановление Администрации Псковской области от 20.01.2015 № 21 «О внесении изменений в постановление Администрации области от 12 сентября 2005 г. № 363 «О реализации Закона Псковской области от 5 апреля 2005 г. № 427-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области» вступает в противоречие с актами большей юридической силы. Постановлением снижен уровень социальных гарантий педагогическим работникам по сравнению с установленным федеральным законодательством и предшествующей редакцией Закона Псковской области от 5 апреля 2005 г. № 427-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области».
Полагаю, что пп. 2, 3 и 5 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области в редакции от 20.01.2015 подлежат опротестованию.
В связи с вышеизложенным прошу прокуратуру Псковской области принять меры прокурорского реагирования, принести протест в Администрацию Псковской области на Постановление Администрации Псковской области от 20.01.2015 № 21 «О внесении изменений в постановление Администрации области от 12 сентября 2005 г. № 363 «О реализации Закона Псковской области от 5 апреля 2005 г. № 427-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Псковской области», потребовать устранения нарушений федерального законодательства.
Благодарю Вас за сотрудничество.
 
С уважением,
 
депутат, заместитель председателя Комитета по законодательству,
экономической политике и местному самоуправлению
Псковского областного Собрания депутатов
 
 
Л. М. Шлосберг

Поздравляем,
Ваш электронный
адрес подписан
на рассылку!