24 июня 2015    Источник: Псковская губерния

Путь к «собесу»

На Петербургском экономическом форме первый зампред Госдумы Александр Жуков заявил, что рост ВВП России тормозят долги регионов

На форуме в Петербурге, который стал образчиком чиновничьей лихорадки от болезненного кризиса, санкций и контрсанкций, вообще было наговорено государственных перлов с вагон и маленькую тележку. Высказывание Владимира Путина о том, что Россия не признаёт решение Гаагского суда стало, конечно, вишенкой на инвестиционном торте всего экономического форума, но и без реплик президента хватало спорных и двусмысленных заявлений.

Пока министр экономического развития Алексей Улюкаев грозил Европе продолжением продуктового эмбарго и борьбой против решения судов об аресте имущества России в Европе, главаПредседатель комитета по бюджету Псковской городской Думы справедливоросс Евгений Самуйлов уверен, что бюджетную политику нужно вести «снизу вверх». банка «ВТБ24» Михаил Задорнов подводил краткие и неутешительные итоги бюджетной политики государства за последние полтора года. Разумеется, то, о чем он рассказывал, стало итогом не только последних «судорожных» полутора лет, но, скажем так, наиболее явно проявилось.

По словам Задорнова, дефицит бюджета России прогнозируется на уровне 3,5 процента, но, как предполагает банкир, чиновники осознают, что этот уровень будет для российской финансово-экономической системы крайне тяжёлым, и власти постараются снизить его до уровня порядка 3 процентов. «Для сокращения дефицита сначала будет использован резервный фонд, приватизация, потом заимствования. Но внешние рынки для нас как минимум на два года закрыты, а внутренние заимствования вызовут рост ставки. Поэтому в последующие годы правительству предстоит существенно сократить расходы. Есть несколько якорей, которые правительство, парламент и само общество пока не хотят сокращать: оборонные и социальные расходы, пенсионный фонд, межбюджетные трансферты. Придется производить сокращения поэтапно, иначе невозможно будет удержать дефицит на уровне 1,5-2%», - предположил Задорнов.

Первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков тему подхватил, заявив, что финансовые и бюджетные проблемы во многом находятся на региональном уровне. «Дефициты региональных бюджетов растут, в этом одна из причин падения ВВП. Падают как частные инвестиции, так и государственные. Но ожидать рывка при неизменной экономической политике мы вряд ли можем. На мой взгляд, серьезно сократить дефицит бюджета не получится, на урезание социальных расходов власть не пойдет», - цитирует Жукова «Росбалт».

Однако говорить об этом однозначно вряд ли можно. Как рассуждали многочисленные эксперты и в федеральных изданиях, и в «Псковской губернии» [ 1], после «иррационального инцидента» с Новгородской областью, в сложившейся ситуации с экономическим кризисом, осложнённым нагрузкой в виде майских указов и коррупционными проблемами, регионы в основном разделились на две категории: те, которые попытались обойтись без сокращения расходов в надежде на то, что федеральные власти не бросят в беде (что, по сути, и произошло с Новгородской областью), и те, которые выбрали вариант тотального сокращения расходов. К ним причисляют Псковскую область, которая провела беспрецедентное урезание расходов именно на социальную сферу. Несмотря на слова и предостережения Жукова.

Сложившаяся ситуация во многом говорит о том, что сегодня российская вертикаль власти стоит на пороге бюджетной и, возможно, налоговой реформ; в обратном случае экономическая ситуация в регионах очевидно не имеет потенциала к улучшению.

По мнению президента фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова, проблема с долгами региональных бюджетов и является хоть важным, но не ключевым фактором при оценке Кремлём работы региональных властей: «Тема объемов долгов регионов сейчас не является секретом. Федеральный центр пока не определился, кого поддерживать: регионы, бравшие в долг и вкладывавшие в развитие, или шедших по пути минимизации долга - даже в ущерб экономической динамике», - рассказал Виноградов «Псковской губернии».

По словам главы «Петербургской политики», противоречия с оценкой в рейтинге выживаемости Сергея Митина (он поднялся с оценки «2+» до «3+» - Д.К.) нет, этот фактор не стал крайне резонансным. «Хотя в июньском рейтинге фонда «Петербургская политика», безусловно, это событие найдет отражение», - пообещал политолог.

Депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг полагает, что выбор между тем, урезать ли расходы или плыть по течению, - это как нахождение между молотом и наковальней. Впрочем, в случае жёсткой оптимизации бюджета Псковской области лидер псковского «Яблока» видит альтернативный вариант экономии.

«В ситуации острого бюджетного кризиса, которая сложилась в большинстве регионов, наиболее правильным шагом было бы сокращение бюджета развития, отказ от бюджетных инвестиций и других вложений в экономические программы. Да, это будет болезненно, но с точки зрения соблюдения интересов жителей это сегодня оправданно. Администрация Псковской области выбрала эгоистический вариант сохранения своих экономических проектов за счёт резкого сокращения социальных расходов. Она не готова идти против интересов ключевых собственников. Возможно, она зависит от них. В Новгородской области Сергей Митин занял позицию глубоко советского человека: мы будем тратить всё, что запланировали, а вы, правительство России, спасайте нас. Эта позиция бесперспективна, она ведет в полный тупик», - предположил Шлосберг.

При отказе от программ развития регион сокращается до «большого собеса», полагает демократ, но если власть и граждане хотят, чтобы в Псковской области осталось население, то на это время региону нужен именно «чистый собес». «Все другие варианты хуже. К слову, сохранение доходов населения поддерживает потребительский спрос, что важно для региональной экономики. Главная задача властей на сегодня – предотвратить нищету: только по официальным данным, в первом квартале 2015 года в России уже более 16 процентов жителей находятся за чертой бедности, то есть им грозит смерть от голода. Очевидно, что реальная цифра заметно больше. Сокращение бюджетных инвестиций – это плохо, но рост нищеты – это подлинное бедствие, это первостепенная угроза, которую необходимо решать властям», - заключил Шлосберг.

Председатель комитета по бюджету Псковской городской Думы справедливоросс Евгений Самуйлов полагает, что на государственном уровне нужно как можно скорее менять принцип формирования бюджетов со «сверху вниз» на «снизу вверх». «Формировать бюджеты нужно от муниципалитетов через регионы к федеральному бюджету – в такой последовательности. Конечно, не по принципу «дайте мне столько, сколько я хочу», а обоснованно, без политики. Пока же получается для муниципалитетов остаточный принцип, из-за чего мы не можем позволить себе принципиальные затраты – строительство 27-й школы, о которой говорят уже больше 30 лет, поликлиники на Завеличье и не только. Из-за такой жёсткой системы формирования бюджетов муниципалитетам и регионам приходится искать способы брать коммерческие кредиты, чтобы приобрести или построить самые необходимые вещи. Отсюда и долги, которые появляются не у федеральных, а у региональных и местных властей», - посетовал Самуйлов.

Изменения в налоговой системе назрели, уверен депутат областного центра: сегодня налоговая масса собирается на федеральном уровне и не стимулирует развивать свои территории, констатирует он.

«Я бы хотел, чтобы наш бюджет формировался исходя не из того, сколько страна выручит от продажи углеводородов, а от того, сколько нам принесет промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли. Тогда не будет этого бюджетного «шараханья»», - предположил Евгений Самуйлов.

Денис КАМАЛЯГИН

 1. См.: Д. Камалягин. «Митинг» // «ПГ», № 23 (745) от 17-23 июня 2015 г.; Н. Зубаревич. Псковская область: «кавалерийская рубка» // «ПГ», № 21 (743) от 3-9 июня 2015 г.

Поздравляем,
Ваш электронный
адрес подписан
на рассылку!