БЛОГК списку всех публикаций

07 ноября 2021, 18:45   Источник: Живой журнал Льва Шлосберга

Два лика Анны Ахматовой

Между двумя портретами Анны Андреевны Ахматовой – восемь лет. 

У Натана Альтмана (1914) Ахматова на восходе своей в ту минуту ещё не трагической судьбы – богиня, осознающая своё величие. Царственный ультрамарин, золотая шаль и бесконечность будущего. Расставание с первым мужем, Николаем Гумилевым, было только личной драмой.

«Как в зеркало глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Моё с моим изображеньем новым...»

Наум Альтман. Анна Горенко (Ахматова). 1914.
Наум Альтман. Анна Горенко (Ахматова). 1914.

Впереди Мировая война, две революции 1917 года, победа большевиков, гражданская война, кровь от края и до края страны, эмиграция близки по духу людей. Николай Гумилев расстрелян по делу «Петроградской боевой организации Таганцева» в августе 1921 года.

1922 год. Портрет Кузьмы Петрова-Водкина. Ахматова в чёрном, а на синем фресковом фоне иконописный лик со склонённым взглядом, который невозможно поймать. Образ, которому невозможно посмотреть в глаза. Возможно, тень убитого Гумилёва. 

Кузьма Петров-Водкин. Анна Ахматова. 1922.
Кузьма Петров-Водкин. Анна Ахматова. 1922.

Ахматова была критична к этому своему образу: «Не похож — он робкий».

Какой была она внутри в тот момент, если этот лик – робкий? 

Трагедия судьбы пришла в жизнь Ахматовой и уже не оставляла её до конца.  

Поздравляем,
Ваш электронный
адрес подписан
на рассылку!